Тарский район

Тарский район

Тарский район расположен на крайнем северо-востоке Омской обл. Входит в сев. с.-х. зону. Пл. 15,6 тыс. кв. км. Центр - город Тара. Нас. 47,6 тыс. чел., в т. ч. в Таре - 26,7 тыс. чел. (01.01.2008). Проживают (%): русские - 86,4, татары - 7,9, немцы - 1,6, украинцы - 0,9; эстонцы - 0,7; др. - 2,5. Включает 88 населенных пунктов, в т. ч. 1 город, 87 сел, объединенных в 21 сел. округ. Наиболее крупные - Екатерининское, Пологрудовское, Междуреченское, Заливинское, Самсоновское, Мартюшевское, Атирское, Чекрушанское и Черняевское. Ср. плотность нас. 3 чел. на 1 кв. км.

Т. р. расположен на Тара-Туйской (Васюганской) расчлененной равнине. Р-н богат реками, озерами, болотами. Из девяти рек Омской обл., имеющих протяженность более 200 км, протекает шесть: Иртыш, Тара, Туй, Оша и Шиш. 63 оз. занимают пл. 2720 га, большинство небольшие по величине, глуб. не превышает 3-4 м, котловины плоские. Наиболее крупные: Фитовское, Петровское, Шкитовское, Дикое, Куралы, Германово, Себиликовское и Большое. В вост. часть р-на заходят самые большие в Зап. Сибири Васюганские болота. На территории р-на расположены 10 природных объектов уникальных.

Тарский район был образован 17 июня 1929. Тара основана князем А. Елецким в 1594. Местом для постройки было указано устье р. Тары, где находилась тат. вол. Аялы. Населяли местные татары, служилые люди (тюменские и тобольские казаки), а также прибывшие из Казани, Перми, Вятки и сиб. городов. Город был построен ниже устья р. Тары, на берегу р. Аркарки. Это первое рус. поселение на территории ср. Прииртышья.

Более 200 лет Тара была воеводским и уездным центром, опорным пунктом, вокруг которого росли новые рус. поселения крестьян, казаков и ссыльных переселенцев. В течение всего XVII в. Тара оставалась центром пограничного воеводства. В 1600 присланные на поселение крестьяне распахали первую пашню и основали д. Чекрушанскую. 1634-35 на службу в Тару переведено с семьями 200 стрельцов из Вологды и 140 чел. из Нижнего Новгорода. Нас. увеличилось более чем в 2 раза. Тара выполняет задачу «соль завезти».

Из тобольских и тарских служилых людей формировались отряды для походов за солью на Ямышевское озеро вверх по Иртышу. Складываются торговые связи Сибири со Ср. Азией. С приходом рус. в Сибирь они укрепляются. В XVII в. Тара развивается как важный пункт внешней торговли. На Ямышевскую ярмарку рус. возили юфтевые кожи, сукна, меха, холст, изделия из металлов, «лавочную мелочь». Прокладывались пути и в более далекие страны, например, в Китай.

Развитие хлебопашества, промыслов, ремесел и торговли способствовало расцвету Тары и поселений ср. Иртыша. В 1728 в Тарском у. было создано 13 рус. и 7 нац. волостей. По реформе 1782 юж. часть бывшего Тарского воеводства выделена в Омский у. В подробном описании Тары за 1790 сообщается, что в городе 749 жилых домов, торг. гостиный двор, в нем 68 купеческих лавок, в мясном ряду 33 лавки, 12 кож., мыловаренный и купоросный заводы и 21 кузница. В нач. XVIII в. строятся кирпичные дома, дерев, госпиталь, дом нар. училища и др. Развиваются «ремесла: живописное, серебряное, кузнечное, слесарное, столярное, плотнишное, малярное, чеботное, а более упражняются в делании кож и в хлебопашестве и животноводстве». В 60-е гг. XVIII в. был создан Екатерининский казенный винокуренный з-д, где основную рабочую силу составляли ссыльные. С кон. XIX в. растет кол-во ссыльных. Город становится пересыльным пунктом.

Во второй пол. XIX в. Прииртышье интенсивно заселяется, население у. растет. Постепенно Тара превращается из военно-административного центра в ремесленно-торговый, а в дальнейшем в рынок с.-х. продукции.

Т. р. был образован из части территории. Евгащинского, Екатерининского, Знаменского и Колосовского р-нов. На нач. 1932 в р-не 1143 поселения, 55 сельсоветов, где проживало более 63 тыс. чел. В 30-е гг. XX столетия появляются предприятия, выпускающие швейную продукцию, валяную обувь. В результате коллективизации к 1937 в колхоз вступило свыше 85 % крестьян, посевная пл. коллективных х-в достигла 27 тыс. га.

Тара становится центром подготовки кадров для севера области. Здесь открываются с.-х. школа, пед. училище, мед. школа, развивается сеть курсов повышения квалификации. На селе имелось 102 школы, несколько десятков клубов, три общественные б-ки, открывается краеведческий музей. В дореволюционный период было 2 уч. заведения - уездное училище и приходская школа. Разворачивается жил. стр-во, работают обозостроительная артель, маслодельный з-д, льнозавод.

В 1934 Т. р. был упразднен, терр. вошла в Знаменский, Муромцевский, Колосовский и Седельниковский р-ны. В 1935 восстановлен. В р-не из 128 сел. поселений создано 17 сельсоветов. Крупные колхозы в деревнях и селах: Большие Туралы, Ложниково, Нагорное, Орлово, Скатово. Построены новые смолокурни, кирпичные з-ды и маслозаводы. В 1936 организована Черняевская МТС.

В годы Великой Отечественной войны в городе располагалось 195 предприятий и учреждений, которые производили ружейные приклады, лыжи, подковы, сани, телеги, полушубки, 18 крупных колхозов поставляли зерно. В послевоенный период помимо с.-х. деятельности расширяется сеть учреждений образования, строятся жилье, дошкольные учреждения, объекты культурного назначения, зона отдыха, спортивные сооружения, в т. ч. стадион «Олимп». Открыто три ср. спец. уч. заведения - зооветеринарный техникум, пед. и мед. училища.

Совр. экономико-географическое положение Т. р. определяется значительной удаленностью от Омского пром. узла, 302 км, положением в сев. с.-х. зоне и Сев. экономическом р-не. Т. р. на севере. граничит с Тюменской, на востоке - с Томской обл. и Седельниковским р-ном, на юго-востоке - с Муромцевским, на юге - с Большереченским, на юго-западе - с Колосовским, на западе - с Большеуковским, Знаменским и Тевризским р-нами. Транспортно-географическое и экономическое положения определяют совр. отраслевую структуру х-ва р-на. Автомобильная дорога регионального значения, водная трансп. магистраль Обь-Иртышского водного бассейна р. Иртыша, проходящие в юго-западной части р-на, трубопровод Крапивинское - Игол-Тал позволяют осуществлять экономические связи с р-нами Омской обл., Тюменск. и Томск. областями.

 Учреждения системы образования: 80 образовательных учреждений, в т. ч. 44 общеобразовательные школы, 27 дошкольных образовательных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования. Функционируют филиалы Омского гос. аграрного ун-та и Омского гос. пед. ун-та, Омского мед. колледжа и колледжа предпринимательства и права, ПТУ.

В Т. р. работают учреждения культуры: Сев. драматич. театр им. М. А. Ульянова, центр, р-ная б-ка с 32 филиалами в сел. поселениях, историко-краеведческий музей, картинная галерея, детская школа иск-в, парк культуры и отдыха, межпоселенческое учреждение культуры «Культурно-досуговый центр «Север», «Дом дружбы», 46 сел. клубов и Домов культуры.

[Энциклопедия Ом. об. II, с. 402-405].

Информация о музее

Начало формирования фонда Тарского историко-краеведческого музея относится к 1931 году, когда в Таре создается Тарское бюро краеведения. В 1932 году открывается музей, директором которого становится Аркадий Викулович Ваганов, уроженец Уфимской губернии. А.В. Ваганов волею судьбы в 1920 г. оказался в г. Тара, до сентября 1932 г. (1923-1924 гг. жил в Уфе) Аркадий Викулович работал в учреждениях города на разных должностях. С 1 сентября 1932 года был назначен директором Тарского краеведческого музея, и с тех пор музейная работа, деятельность по охране памятников истории и культуры стали основным смыслом его жизни.

В основу Тарского музея легли экспонаты выставки «Промышленные и сельскохозяйственные изделия Тарского района». Первая музейная экспозиция разместилась в деревянном здании по ул. Свердлова (ныне ул. Александровская), 6. Здесь же находилась и квартира семьи Вагановых.

Становление музея было нелегким. Директору самому приходилось монтировать витрины и строить экспозицию. В годы Великой Отечественной Войны в связи с получением группы инвалидности Аркадий Викулович Ваганов вынужден был уйти с этой должности. Но всю свою жизнь, где бы он ни трудился, он не переставал заниматься любимым делом - краеведческой работой.

В трудное послевоенное время в 1953 году из-за отсутствия финансирования Тарский музей был закрыт. С 1966 года тарские краеведы начинают работу по восстановлению музея. Среди них Ваганов Аркадий Викулович, Щетинин Дмитрий Иванович, Галицкий Пётр Митрофанович, Новокшонов Андрей Андреевич, Аристов Иван Иванович и другие.

Открытие музея состоялось 5 ноября 1968 г. Экспозиции были оформлены на первом этаже двухэтажного здания по ул. Свердлова, 111. В настоящее время этого здания не существует. Открытие музея описывается в статье Д.И. Щетинина «Музей открыт», в которой он пишет «И, конечно же, многих посетителей, особенно детей, привлекает отдел природы с его зверушками, птицами, костями мамонта и носорога и с обширным гербарием различных местных растений, любовно собранных любителем-краеведом Аркадием Викуловичем Вагановым» (Газета «Ленинский путь», 16 ноября 1968 г.).

Позднее экспозиция была расположена в здании Спасской церкви. В 1970 году музей вошел в государственную сеть музеев на правах филиала Омского государственного объединенного исторического и литературного музея.

В 1990 году на основании распоряжения Тарского районного совета народных депутатов № 249 от 13 декабря 1990 года было передано районному отделу культуры для создания музейной экспозиции двухэтажное кирпичное здание дореволюционной постройки, торговый дом купца Орлова, находящийся на бывшей Базарной площади г. Тары.

В 1992 году здание было передано под музей. Несколько лет длился его ремонт и реконструкция. В 1995 году Тарский музей был выведен из структуры областного музея и подчинен районному отделу культуры.

Сейчас, за счет внутренней реконструкции здание приспособлено к функциям музея, сохраняя при этом историческую внешнюю архитектуру. На сегодняшний день музей располагается в этом же здании. С 2002 года в стенах Тарского историко-краеведческого музея проходила научно-практическая конференция, посвященная памяти А.В. Ваганова «Вагановские чтения».

В настоящее время основной фонд музея составляет более 14 тысяч единиц хранения основного фонда. Число предметов научно-вспомогательного фонда – более 1000 единиц.

В основной фонд входят коллекции нумизматики, этнографии, документы, редкие книги, естественнонаучные коллекции, предметы истории техники, археологии, оружие, изделия прикладного искусства, скульптура, живопись.

Наиболее интересную часть музейного фонда составляют коллекции предметов по теме «Этнография», «Иконы», «Оружие», «Редкие книги» [рукописные материалы Тарского историко-краеведческого музея].

Панорама музея

ЭКСПОНАТЫ

Номер по классификатору: II

Название музейного предмета: натруска (пороховница)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: Российская империя

Использование: натруска- вместилище для носимого стрелком запаса пороха. Применялась в армии и на охоте.

Датировка: ХIХ в.

Материал: металл, дерево

Краткое описание: натруска - предмет круглой формы, полый внутри, с отверстием посередине. Цвет темный. По бокам - металлические стяжки, скрепленные с одной стороны при помощи винта; с другой стороны - металлический колпачок с крышкой. На металлической стяжке есть антабки (скобы металлические) для крепления ремня. В наличии сыромятный ремень ручного изготовления.

Техника: ручное изготовление

Размеры: диаметр - 11,5см, диаметр отверстия - 4 см

Сохранность: неполная, сколы, коррозия

Источник и время поступления в музей: 1978 г., общественный музей

Ф.И.О. собирателя:

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-55

Дополнительная информация: пороховница (натруска) существовала с конца XV и до начала XX вв.

Номер по классификатору: IV, XXIV.2.

Название музейного предмета: стрела (слева)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: Сибирь

Использование:

Датировка: XVI в.

Материал: дерево, металл

Краткое описание:

Техника: -

Размеры: -

Сохранность: -

Источник и время поступления в музей: -

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ 366

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: IV, XXIV.2.

Название музейного предмета: ружье фитильное (справа)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: -

Датировка: -

Материал: дерево, металл

Краткое описание: -

Техника: -

Размеры: -

Сохранность: -

Источник и время поступления в музей: -

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: X.1.2.

Название музейного предмета: молочник в форме птицы, сидящий на ветке

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: молочник предназначен для хранения холодных молочных напитков.

Датировка: первая половина XX в.

Материал: фарфор, краска

Краткое описание: молочник фарфоровый. Имеет форму попугая, сидящего на ветке. Ручка выполнена в форме ветки. Цвет ручки коричневый. Верхняя часть в виде головы птицы с клювом голубого цвета. Нижняя передняя часть - грудь птицы желтого цвета. Боковые части - крылья розово-голубого цвета.

Техника: глазурь, промышленное изготовление

Размеры: h-20 см., d- 4,5 см

Сохранность: неполная; следы загрязнения, потертости красочного слоя, крышка молочника отколота

Источник и время поступления в музей: 1986 г., от Бердников-Киселевой Марии Дмитриевны

Ф.И.О. собирателя:

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ- 2610/4

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: X.1.2.

Название музейного предмета: соусник

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: Россия

Использование: соусник предназначен для хранения и подачи на стол разных видов соуса

Датировка: вторая половина XIX в.

Материал: фарфор, промышленное изготовление

Краткое описание: соусник фарфоровый, на подставке. Цвет белый. В верхней части по внешней стороне широкая голубая полоска, окаймленная золотистой каймой. Стенки соусника фигурной формы в виде волнистых линий. По центру стенки с двух сторон небольшой растительный рисунок в виде цветка и двух веточек. Подставка соусника белая, с двух сторон голубая кайма. Подставка выполнена в виде лодочки. Передняя и задняя части подставки с выдавленным золотистым рисунком в виде листьев. Соусник имеет фигурную ручку. На поддоне подставки герб в виде двуглавого орла и клеймо товарищества М. С. Кузнецова в будахъ.

Техника: позолота, глазурь, промышленное изготовление

Размеры: h- 12,5 см., d- 9 см

Сохранность: неполная; следы загрязнения, потертости, сколы на подставке

Источник и время поступления в музей: дарение, от жителя Тарск. р-на Радченко Н. В.

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-4906

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: X.1.5.

Название музейного предмета: кувшин

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: для холодных напитков

Датировка: начало XX в.

Материал: металл, промышленное изготовление

Краткое описание: кувшин из темного металла. Тулово грушевидное, горловина цилиндрической формы, с расширением кверху фигурный с вогнутой ручкой, горловина и дно расширены

Техника: металл, промышленное изготовление

Размеры: 33х14х10 см

Сохранность: неполная, царапины поверхности, следы загрязнения

Источник и время поступления в музей: 1982 г., Тара, Алексеев М., ул. 5 Армия, 83

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-2336.

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XIX.6.

Название музейного предмета: рубаха (общий вид)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: - женская нательная рубаха

Датировка: начало XX в.

Материал: холст, нить

Краткое описание: белое, прямоугольного покроя с боковыми вставками на плече. Сзади - ручная вышивка крестом красными и серыми нитками. Ворот оформлен планкой, переходит в глубокий разрез на груди. Рукав - длинный, состоит из одного полотна. Край рукава сверху украшен вышивкой крестом красными и серыми нитками

Техника: ручное ткачество, вышивка гладью, швы машинные

Размеры: 57х67х109 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение, 1978 г., общественный музей

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-311

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XIX.6.

Название музейного предмета: рубаха (деталь рукава с орнаментом)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: - женская нательная рубаха

Датировка: начало XX в.

Материал: холст, нить

Краткое описание: белое, прямоугольного покроя с боковыми вставками на плече. Сзади - ручная вышивка крестом красными и серыми нитками. Ворот оформлен планкой, переходит в глубокий разрез на груди. Рукав - длинный, состоит из одного полотна. Край рукава сверху украшен вышивкой крестом красными и серыми нитками

Техника: ручное ткачество, вышивка гладью, швы машинные

Размеры: 57х67х109 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение, 1978 г., общественный музей

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-311

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XIX.10.

Название музейного предмета: кофта-«казачок» (общий вид)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: женская одежда

Датировка: 1899 г.

Материал: ткань, пластмасс, нитки

Краткое описание: кофта-«казачок». Распашная, приталенная, с длинным рукавом и воротником-стойкой (выс.3,5 см). Сшита из фабричной красной х/б ткани репсового переплетения нитей. Посажена на подклад из х/б ткани бежевого цвета (полотняного переплетения). Спинка приталена, в центральной её части – вертикальная строчка и две скошенные строчки, идущие до линии талии. От линии талии вниз –три встречные складки. Перед распашной, полы узкие, приталенные. К правой поле пристрочена центральная вставка – грудка кофты. Верх и воротник отделаны фабричной тканью, присборена у ворота. Кофта декорирована двумя горизонтальными защипами в верхней своей части. Застёжка потайная (сбоку, слева) (4 шт.) вероятно, и на крючки (утрачены) по плечевому шву и груди. Воротник-стойка (выс. – 3,5 см). Рукав длинный, пышный («с буфами») наверху, узкий внизу. Внизу присутствует треугольная вставка. Подклад в основном повторяет крой казачка, застегивается впереди на 8 пуговиц (сохранились 4 пластмассовые) и горизонтальные прорезные петли; с пояском из той же ткани, пришитым на руках желтой нитью. Подклад пристрочен на машинке желтой х/б нитью. Сзади, с изнанки, на месте соединения рукава и спинки кофты, пришита 1 петля (дл. 7 см) – [вешалки?] или [петли для подвязки кофты под грудью?].

Техника: шитье на руках; шитьё на швейной машине

Размеры: 37х52х55 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения, побита молью

Источник и время поступления в музей:

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-223

Дополнительная информация: сшит к свадьбе матери дарительницы в 1899 году, венчалась в нем.

Номер по классификатору: XIX.10.

Название музейного предмета: кофта-«казачок» (деталь застежки)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: женская одежда

Датировка: 1899 г.

Материал: ткань, пластмасс, нитки

Краткое описание: кофта-«казачок». Распашная, приталенная, с длинным рукавом и воротником-стойкой (выс.3,5 см). Сшита из фабричной красной х/б ткани репсового переплетения нитей. Посажена на подклад из х/б ткани бежевого цвета (полотняного переплетения). Спинка приталена, в центральной её части – вертикальная строчка и две скошенные строчки, идущие до линии талии. От линии талии вниз –три встречные складки. Перед распашной, полы узкие, приталенные. К правой поле пристрочена центральная вставка – грудка кофты. Верх и воротник отделаны фабричной тканью, присборена у ворота. Кофта декорирована двумя горизонтальными защипами в верхней своей части. Застёжка потайная (сбоку, слева) (4 шт.) вероятно, и на крючки (утрачены) по плечевому шву и груди. Воротник-стойка (выс. – 3,5 см). Рукав длинный, пышный («с буфами») наверху, узкий внизу. Внизу присутствует треугольная вставка. Подклад в основном повторяет крой казачка, застегивается впереди на 8 пуговиц (сохранились 4 пластмассовые) и горизонтальные прорезные петли; с пояском из той же ткани, пришитым на руках желтой нитью. Подклад пристрочен на машинке желтой х/б нитью. Сзади, с изнанки, на месте соединения рукава и спинки кофты, пришита 1 петля (дл. 7 см) – [вешалки?] или [петли для подвязки кофты под грудью?].

Техника: шитье на руках; шитьё на швейной машине

Размеры: 37х52х55 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения, побита молью

Источник и время поступления в музей:

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-223

Дополнительная информация: сшит к свадьбе матери дарительницы в 1899 году, венчалась в нем.

Номер по классификатору: XIX.10.

Название музейного предмета: кофта-«казачок» (вид сзади)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: женская одежда

Датировка: 1899 г.

Материал: ткань, пластмасс, нитки

Краткое описание: кофта-«казачок». Распашная, приталенная, с длинным рукавом и воротником-стойкой (выс.3,5 см). Сшита из фабричной красной х/б ткани репсового переплетения нитей. Посажена на подклад из х/б ткани бежевого цвета (полотняного переплетения). Спинка приталена, в центральной её части – вертикальная строчка и две скошенные строчки, идущие до линии талии. От линии талии вниз –три встречные складки. Перед распашной, полы узкие, приталенные. К правой поле пристрочена центральная вставка – грудка кофты. Верх и воротник отделаны фабричной тканью, присборена у ворота. Кофта декорирована двумя горизонтальными защипами в верхней своей части. Застёжка потайная (сбоку, слева) (4 шт.) вероятно, и на крючки (утрачены) по плечевому шву и груди. Воротник-стойка (выс. – 3,5 см). Рукав длинный, пышный («с буфами») наверху, узкий внизу. Внизу присутствует треугольная вставка. Подклад в основном повторяет крой казачка, застегивается впереди на 8 пуговиц (сохранились 4 пластмассовые) и горизонтальные прорезные петли; с пояском из той же ткани, пришитым на руках желтой нитью. Подклад пристрочен на машинке желтой х/б нитью. Сзади, с изнанки, на месте соединения рукава и спинки кофты, пришита 1 петля (дл. 7 см) – [вешалки?] или [петли для подвязки кофты под грудью?].

Техника: шитье на руках; шитьё на швейной машине

Размеры: 37х52х55 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения, побита молью

Источник и время поступления в музей:

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-223

Дополнительная информация: сшит к свадьбе матери дарительницы в 1899 году, венчалась в нем.

Номер по классификатору: XX.5.

Название музейного предмета: кресло 

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: кресло - многофункциональный предмет мебели. 

Датировка: начало XX в.

Материал: дерево, ткань, металл, промышленное изготовление

Краткое описание: кресло круглое. Спинка узорная, низкая. Ножки узорные, резные, точеные. Дерево покрашено в черный цвет. Сиденье обтянуто тканью темно-красного цвета

Техника: промышленное изготовление

Размеры: 45х43х67 см

Сохранность: неполная, сколы, следы загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение, 1978 г., общественный музей

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-182

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XX.2, XX.4, XX.5, XX.7, XX.8, XXI.4.2., XXI.4.3, XXI.4.4.

Название музейного предмета: интерьер купеческой гостиной (реконструкция)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: интерьер купеческой гостиной

Датировка: конец XIX – начало XX вв.

Материал: -

Краткое описание: интерьер представлен двумя, видимо, разными мебельными гарнитурами. В один из них входят: шкаф с застекленными витринами, комод, стол на фигурных ножках типа конторки или рабочего письменного стола. В один гарнитур эти предметы объединяет один и тот же стиль оформления. Во второй гарнитур входит мягкая мебель: диван, два стула, кресло. Оббита красной тканью, деревянные части покрыты черным лаком. Еже один стул по цвету обивки похож на этот гарнитур, но фигурное деревянное обрамление выдает его принадлежность к гарнитуру другому. В реконструированном интерьере представлены также самовар, часы, посуда, зеркало в деревянной раме, люстра, подсвечники, швейная ручная машинка и проч.

Техника: -

Размеры: -

Сохранность: -

Источник и время поступления в музей: -

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей:

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XX.2, XX.4, XX.5.

Название музейного предмета: диван, кресла, стол (бамбуковый гарнитур) (общий вид)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: диван - многофункциональный предмет мебели. 

Датировка: начало XX в.

Материал: дерево, металл, ткань, кустарное изготовление

Краткое описание: бамбуковый гарнитур. Диван. Цвет зеленый. Спинка состоит из трех частей, соединенных при помощи бамбуковых прутьев переплетением. Есть подлокотники. Ножки - переплетение бамбуковых прутьев

Техника: кустарное изготовление

Размеры: Дл. - 120 см, Ш. - 45 см, h - 1м10 см

Сохранность: неполная, сколы, царапины, плотное загрязнение

Источник и время поступления в музей: дарение

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-5642

Дополнительная информация: по преданию принадлежало семье тарских купцов Пятковых. Когда они уезжали из Тары, то гарнитур оставили семье своей прислуги. Гарнитур был отреставрирован в 1990 годах.

Номер по классификатору: XX.2, XX.4, XX.5.

Название музейного предмета: диван, кресла, стол (бамбуковый гарнитур) (стол, кресло)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: диван - многофункциональный предмет мебели. 

Датировка: начало XX в.

Материал: дерево, металл, ткань, кустарное изготовление

Краткое описание: бамбуковый гарнитур. Диван. Цвет зеленый. Спинка состоит из трех частей, соединенных при помощи бамбуковых прутьев переплетением. Есть подлокотники. Ножки - переплетение бамбуковых прутьев

Техника: кустарное изготовление

Размеры: Дл. - 120 см, Ш. - 45 см, h - 1м10 см

Сохранность: неполная, сколы, царапины, плотное загрязнение

Источник и время поступления в музей: дарение

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-5642

Дополнительная информация: по преданию принадлежало семье тарских купцов Пятковых. Когда они уезжали из Тары, то гарнитур оставили семье своей прислуги. Гарнитур был отреставрирован в 1990 годах.

Номер по классификатору: XXI.1.1.

Название музейного предмета: полотенце (рушник)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: -

Датировка: первая половина XX в.

Материал: ткань, нитки

Краткое описание: длинное полотенце из домотканого холста, прямоугольной формы. Вышивка на концах полотенца выполнена по поверхности ткани (60 см). Нитки красного, желтого, серого цветов. За основу взят ромбовый узор с наклонными отрезками, напоминающими букву «г». Использован счётный шов «набор». Он похож на ткачество, им выполняют геометрические узоры, заполняя фигуры ровными одинаковыми горизонтальными стежками. Прямые стежки шва полностью заполняют контур узора, создавая дополнительную плоскость с выпуклой, зернистой фактурой. Вышивка, выполнена односторонним шитьём.

Техника: вышивка односторонняя, кустарное изготовление

Размеры: 54х276 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение, 1978 г., общественный музей

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-91

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXI.1.1.

Название музейного предмета: полотенце домотканое (общий вид)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: -

Датировка: первая половина XX в.

Материал: ткань, нитки, вышивка, кустарное изготовление

Краткое описание: длинное полотенце из домотканого холста. Цвет слоновой кости. Концы обвязаны крючком. Нить белого цвета. Узор ажурный, чередование, переплетение в виде ромбов, сетки и зигзагообразный край. По краю вышивка крестом (18 см). Нить красного черного цветов. Рисунок в виде растительного орнамента (цветы, листья), переходящие в зигзагообразные полоски сверху

Техника: вышивка крестом, вязание крючком, кустарное изготовление

Размеры: 37х1,27 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение, 1982 г., Воронова Г.В., ул. Луначарского, 17, кв.1

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-2326

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXI.1.1.

Название музейного предмета: полотенце домотканое (орнамент)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: -

Датировка: первая половина XX в.

Материал: ткань, нитки, вышивка, кустарное изготовление

Краткое описание: длинное полотенце из домотканого холста. Цвет слоновой кости. Концы обвязаны крючком. Нить белого цвета. Узор ажурный, чередование, переплетение в виде ромбов, сетки и зигзагообразный край. По краю вышивка крестом (18 см). Нить красного черного цветов. Рисунок в виде растительного орнамента (цветы, листья), переходящие в зигзагообразные полоски сверху

Техника: вышивка крестом, вязание крючком, кустарное изготовление

Размеры: 37х1,27 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение, 1982 г., Воронова Г.В., ул. Луначарского, 17, кв.1

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-2326

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXI.1.1.

Название музейного предмета: полотенце

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: полотенце применялось и применяется, как каждодневно используемое полотенце или как предмет с ритуальным характером, например, на свадьбе, крестинах, календарных праздниках

Датировка: первая половина XX в.

Материал: ткань, нитки

Краткое описание: длинное полотенце из белой ткани. По краям швы машинные. Кружево из толстых ниток. Узор ажурный, чередование, переплетение в виде ромбов, сетки и зигзагообразный край. По краям изображено по два цветных петуха и два сиреневых цветка. Вышивка гладью

Техника: вышивка гладью, вязание крючком, кустарное изготовление

Размеры: 202х36,5 см

Сохранность: неполная, потертости, затяжки, загрязнения

Источник и время поступления в музей: дарение

Ф.И.О. собирателя: 2002 г. Раннее поступление

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ- 4094

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXII.1.

Название музейного предмета: церковная хоругвь

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: церковная хоругвь – священное изображение, носимое при крестных ходах на древке [Даль IV, с. 1223]

Датировка: средина XIX в.

Материал: левкас, темпера, масло, дерево  

Краткое описание: -

Техника: смешанная техника живописи

Размеры: -

Сохранность: -

Источник и время поступления в музей: -

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей:

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXII.1.

Название музейного предмета: икона 4-х сюжетная

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: для молитв

Датировка: средина XIX в.

Материал: левкас, темпера, масло, дерево  

Краткое описание: икона 4-х сюжетная. Первый сюжет –Вознесение Господне Второй сюжет –Троица Ветхозаветная. На фоне пейзажа три ангела восседают по сторонам стола-престола. По сторонам от них изображены Авраам и Сарра. Третий сюжет- Успение Пресвятой Богородицы Четвертый сюжет- Воздвижение Животворящего Креста Господня. Прямоугольной формы.

Техника: смешанная техника живописи

Размеры: 29х35,5 см

Сохранность: неполная, сколы, царапины, плотное загрязнение

Источник и время поступления в музей: дарение, Раннее поступление

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-3058

Дополнительная информация: каждый человек ищет утешение, и когда он произносит молитву перед обликом Христа, то избавляется от греховных мыслей и душевных травм. Спасителя можно просить о спасении от бед, об ограждении от злых людей и обмана, а также просить о защите от подлости и жестокости. Перед иконой молятся, не только когда плохо, но и когда человек испытывает минуты радости. В таком случае следует произносить благодарность, которая должна исходить от чистого сердца.

Номер по классификатору: XXII.1.

Название музейного предмета: икона

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: для молитв

Датировка: средина XIX в.

Материал: -

Краткое описание: -

Техника: -

Размеры: -

Сохранность: -

Источник и время поступления в музей: -

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей:

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXII.1.

Название музейного предмета: икона «Господь Вседержитель»

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: для молитв

Датировка: начало XX в.

Материал: левкас, масло, дерево, ткань, металл  

Краткое описание: икона «Господь Вседержитель». Изображен опоясно. В левой руке Христа святое писание или свиток, а правая рука показывает знак благословения всех тех, кто уверовал в Господа. Евангелие изображается на иконе в развернутом виде. Икона прямоугольной формы

Техника: масляная живопись, конфарение по металлу

Размеры: 26х22 см

Сохранность: неполная, сколы, царапины, плотное загрязнение.

Источник и время поступления в музей: дарение, Кочеткова Л.В., Тара, ул. Поселковая, 5

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-2341

Дополнительная информация: каждый человек ищет утешение, и когда он произносит молитву перед обликом Христа, то избавляется от греховных мыслей и душевных травм. Спасителя можно просить о спасении от бед, об ограждении от злых людей и обмана, а также просить о защите от подлости и жестокости. Перед иконой молятся, не только когда плохо, но и когда человек испытывает минуты радости. В таком случае следует произносить благодарность, которая должна исходить от чистого сердца.

Номер по классификатору: XXII.5.

Название музейного предмета: лампада фарфоровая в форме голубя

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: -

Датировка: начало ХХ в.

Материал: фарфор, фаянс, промышленное изготовление

Краткое описание: лампада фарфоровая, в форме летящей птицы голубя. Золотистого цвета. Крылья расправлены. Посередине на спине круглый сосуд для размещения емкости с маслом и фитилем. На крыльях и хвосте три петли для подвешивания.

Техника: глазурь, позолота; формовка, обжиг, промышленное изготовление

Размеры: 15х11 см

Сохранность: неполная, потертости, царапины, большие по площади потертости

Источник и время поступления в музей: дарение, 1978 г., общественный музей

Ф.И.О. собирателя: не установлена

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-594

Дополнительная информация: лампада — светильник, используемый в христианском богослужении

Номер по классификатору: XXIV.2.

Название музейного предмета: кольчуга

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: кольчужный доспех обеспечивает эффективную защиту против рубящих ударов и против проникающих ударов колющего оружия

Датировка: ХVI-ХVII вв.

Материал: металлическая проволока, ткань

Краткое описание: кольчуга - это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети. Кольчуга прямоугольной формы с глубоким вырезом. Рукава приспущены. Мастера-кольчужники протягивали проволоку через специальное орудие-волочило, обрубали и загибали в кольца (d-0,9 мм). Кольца соединяли в звенья таким образом, чтобы кольчуга не стесняла движения. Кольчугу надевали на стёганую или мягкую кожаную одежду.

Техника: ковка, плетение

Размеры: длина – 100 см, ширина – 53 см, рукава – длина - 17см, высота – 26 см

Сохранность: коррозия металла, разрыв звеньев

Источник и время поступления в музей: дарение, общественный музей, 1978 г.

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-70

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXIV.2.

Название музейного предмета: кольчуга (общий вид)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: кольчужный доспех обеспечивает эффективную защиту против рубящих ударов и против проникающих ударов колющего оружия

Датировка: ХVI-ХVII вв.

Материал: металлическая проволока, ткань

Краткое описание: кольчуга - это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети. Кольчуга прямоугольной формы с глубоким вырезом. Рукава приспущены. Мастера-кольчужники протягивали проволоку через специальное орудие-волочило, обрубали и загибали в кольца (d-0,9 мм). Кольца соединяли в звенья таким образом, чтобы кольчуга не стесняла движения. Кольчугу надевали на стёганую или мягкую кожаную одежду.

Техника: ковка, плетение

Размеры: длина – 100 см, ширина – 53 см, рукава – длина - 17см, высота – 26 см

Сохранность: коррозия металла, разрыв звеньев

Источник и время поступления в музей: дарение, общественный музей, 1978 г.

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-70

Дополнительная информация: -

Номер по классификатору: XXIV.2.

Название музейного предмета: кольчуга (вид внутри)

Автор, изготовитель: не установлен

Место изготовления: не установлено

Использование: кольчужный доспех обеспечивает эффективную защиту против рубящих ударов и против проникающих ударов колющего оружия

Датировка: ХVI-ХVII вв.

Материал: металлическая проволока, ткань

Краткое описание: кольчуга - это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети. Кольчуга прямоугольной формы с глубоким вырезом. Рукава приспущены. Мастера-кольчужники протягивали проволоку через специальное орудие-волочило, обрубали и загибали в кольца (d-0,9 мм). Кольца соединяли в звенья таким образом, чтобы кольчуга не стесняла движения. Кольчугу надевали на стёганую или мягкую кожаную одежду.

Техника: ковка, плетение

Размеры: длина – 100 см, ширина – 53 см, рукава – длина - 17см, высота – 26 см

Сохранность: коррозия металла, разрыв звеньев

Источник и время поступления в музей: дарение, общественный музей, 1978 г.

Ф.И.О. собирателя: -

Инвентарный номер: Тарск. музей: ТКМ-70

Дополнительная информация: -